- Вся информация о любом объекте недвижимости, внесенная в Росреестр, указывается в кадастровом паспорте. Сегодня все данные из него входят в выписку в ЕГРН.
- Для получения КП недвижимость должна быть в собственности. Для квартир потребуется технический паспорт, для земельных участков — межевой план.
- Оформлением кадастровых паспортов занимается Росреестр. Заказать его можно в МФЦ, заказным письмом или через Госуслуги.
Кадастровый паспорт — документ, где указаны основные характеристики любого объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр. Раннее он использовался во всех юридических сделках с недвижимостью. После 2017 года паспорт стал частью выписки из ЕГРН, но для некоторых ситуаций документ все еще требуется оформлять.
Рассказываем, для чего требуется кадастровый паспорт, где его заказать и какие документы потребуются.
Что такое кадастровый паспорт
В кадастровом паспорте (КП) содержатся ключевые сведения об объекте недвижимости: жилом или коммерческом помещении, машино-месте, частном доме, гараже или земельном участке. Он используется для подтверждения характеристик конкретного объекта и необходим для сделок, судебных разбирательствах по вопросам недвижимости.
С начала 2017 года привычная форма кадастрового паспорта утратила актуальность. ФЗ-218 от 13.07.2015, информация из этого документа вошла в состав ЕГРН, выписку из него можно получить в Росреестре.
В кадастровом паспорте указаны следующие данные о недвижимости:
- назначение объекта, его точный адрес и местоположение;
- технические характеристики;
- кадастровый номер с датой его присвоения, текущая кадастровая стоимость.
В зависимости от типа недвижимости список характеристик может отличаться. Так, для квартиры указывают общую площадь, этаж, планировку, а также сведения о строительных материалах и несущих конструкциях здания. Для земельного участка в паспорте можно найти сведения о категории земель и вариантах разрешенного использования, точные границы, площадь, наличие построек и схему территории.
Зачем нужен КП
Кадастровый паспорт на квартиру, землю или дом оформляется в тех случаях, когда объект ставят на государственный учет. Это может происходить при строительстве загородного дома, а также при внесении изменений в уже существующую недвижимость. Например, документ понадобится после перепланировки квартиры или жилого дома, переноса инженерных коммуникаций, изменения площади участка или здания, сноса старых строений или возведения новых.
По сути, кадастровый паспорт подтверждает, что все актуальные сведения об объекте внесены в государственный реестр. Если никаких операций с недвижимостью не планируется, то и оформлять документ не требуется.
Однако в ряде ситуаций без него не обойтись. Он нужен для заключения сделок купли-продажи, дарения или передачи имущества в залог. Документ потребуется при вступлении в наследство, получении разрешения на строительство, сдаче недвижимости в аренду или оформлении страховой компенсации при повреждении имущества.
Кадастровый паспорт потребуется и в судебных процессах, когда спор связан с недвижимостью. Для юридических лиц этот документ нужен при внесении имущества в уставной капитал организации, при изменении оценки активов или в рамках процедуры банкротства.
Как заказать кадастровый паспорт
Для получения кадастрового паспорта на квартиру потребуется технический паспорт. Этот документ можно заказать в любом аккредитованном Бюро технической инвентаризации (БТИ). Услуга платная, стоимость зависит от конкретного объекта недвижимости. В среднем оформление технического паспорт стоит от 10 000 рублей.
О том, зачем нужен технический паспорт и где его взять — в этой статье.
Для земельных участков технический паспорт не выдают, его аналогом выступает межевой план. Заказать межевание и план можно заказать у любого кадастрового инженера с действующим квалификационным аттестатом. Важно, чтобы специалист состоял в СРО КИ, проверить данные можно в Росреестре. Стоимость услуги зависит от площади земельного участка, в среднем от 20 000 рублей.
Помимо технического паспорта (межевого плана), потребуются следующие документы:
- заявление по установленной форме (образец будет на месте);
- паспорт или другой документ, подтверждающий личность;
- правоустанавливающий документ на объект (выписка из ЕГРН, договор купли-продажи, свидетельство во вступлении в наследство и другие);
- квитанция об оплате пошлины, для физических лиц — 2000 рублей, для юридических — 22 000 рублей.
Заявление и пакет документов можно подать в любом отделении МФЦ. В некоторых регионах оформить кадастровый паспорт можно через Госуслуги. Если обращение делает официальный представитель, потребуется нотариально заверенная доверенность.
Паспорт будет готов в течение 10 рабочих дней. При оформлении через МФЦ — на 2 дня дольше. Если документы были высланы заказным письмом, срок на предоставление услуги начинается с момента доставки документов в учреждение.
У кадастрового паспорта нет срока действия, он будет актуальным до тех пор, пока существует объект не движимости, на который он оформлен, или не было технических изменений. Например, перепланировки. Также в КП указана кадастровая стоимость объекта на момент оформления, менять ее не требуется, она автоматически изменяется в Росреестре.
Как получить кадастровый паспорт в новостройке
Подготовкой кадастровых паспортов на квартиру в новостройках часто занимается застройщик, предлагая эту услугу за дополнительную плату — по закону он обязательно готовит только договор долевого участия и передаточный акт. Для владельцев жилья это удобно, так как не придется самостоятельно обращаться в различные инстанции.
Чтобы получить технический паспорт, а затем и кадастровый, сначала требуется оформить право собственности на квартиру. После этого КП получить следующим образом:
- Получить у строительной компании технический план и поэтажную экспликацию.
- Обратиться в БТИ для оформления технического паспорта.
- Подать весь пакет документов и заявление на кадастровый паспорт в МФЦ или через Госуслуги.
Срок подготовки документа займет до 1 месяца. Забрать готовый кадастровый паспорт можно в том же отделении МФЦ.

